Что такое мониторинг сотрудников?
- Мониторинг сотрудников – это сбор информации о деятельности сотрудников при помощи различных методов: от компьютерного мониторинга до видеонаблюдения. Основные цели такого отслеживания – улучшение продуктивности, контроль использования корпоративных ресурсов и предотвращение утечки данных и неприемлемого поведения.  
- Проведенное компанией International Data Corp (IDC) исследование демонстрирует, что сотрудники тратят на личные цели до 40% времени, отведенного на работу в интернете. Самое большое количество времени персонал проводит в социальных сетях и интернет-магазинах. Около 60% онлайн-покупок совершается в рабочее время. По данным платформы Bambu компании Sprout Social, приблизительно 70% работников признают, что регулярно заходят в соцсети во время рабочего дня. В целом ежегодная потеря продуктивности может достигать 40%. 
- Другая проблема – утечка корпоративной информации. По данным IDC, 20-30% сотрудников отправляли электронные письма, содержащие коммерческую тайну, интеллектуальную собственность или другую конфиденциальную информацию компании. 
- Мониторинг персонала – отличный способ контролировать и реорганизовывать использование корпоративных ресурсов. Сотрудники часто распечатывают личные документы на офисных принтерах, чтобы сэкономить на платных полиграфических услугах. Еще один важный момент – использование корпоративного программного обеспечения. Ежегодно британские и американские компании тратят $34 миллиарда на ПО, которым их персонал не пользуется. Мониторинг использования приложений позволяет понять, предоставляется ли вашим сотрудникам слишком много, или, наоборот, слишком мало лицензированных программ. 
- Все вышеописанные проблемы говорят о важности применения мониторинга персонала. 
Какие бывают виды мониторинга персонала?
- Отслеживание активности в интернете- Интернет - это необъятный источник ценной информации в любой области, но в то же время в нем присутствует множество отвлекающих факторов. Отслеживание использования интернета может помочь сократить эти отвлекающие факторы. Дополнительно вы сможете определить потребность в обучении, а также сэкономить на поставщиках услуг за счет повышения эффективности использования пропускной полосы. - Мониторинг электронной почты сотрудников является одним из способов проверки и предотвращения утечки данных. 
- Мониторинг компьютерной активности- Мониторинг компьютерной активности – это широкий термин, охватывающий отслеживание действий пользователя на корпоративном компьютере. Он включает в себя кейлоггинг, выполнение скриншотов, записи об использовании веб-сайтов и приложений, контроль заданий принтера, фиксацию активного времени и времени бездействия, а также поисковых запросов в интернете и многое другое. Программа мониторинга представляет собранные данные в подробных отчетах и статистических графиках и диаграммах. Они дают представление о рабочем процессе, выполняют роль трекеров продуктивности, помогают поддерживать дисциплину и показывают, действительно ли персонал использует корпоративные ресурсы разумно и правильно. 
- Отслеживание местоположения- Хотя по сравнению с другими видами мониторинга отслеживание местоположения сотрудников распространено не настолько широко, это ценный способ контроля персонала. Отслеживание местоположения важно для выездных сотрудников и работников, которые часто ездят в командировки. GPS-слежение помогает найти принадлежащие компании устройства в случае их кражи или потери. Вы также можете контролировать и подбирать наиболее эффективные маршруты и повышать безопасность сотрудников, работающих в удаленных местах. 
- Мониторинг телефонных звонков- Мониторинг звонков часто используют среди менеджеров по продажам или агентов службы поддержки. Специальные программы записывают телефонные разговоры, и впоследствии эти записи позволяют руководителям убедиться, что сотрудники соблюдают стандарты общения, а также расследовать жалобы клиентов и обучать новых сотрудников. 
- Видеонаблюдение- Системы видеонаблюдения наиболее эффективны в местах, вызывающих опасения в отношении безопасности сотрудников и имущества компании. Здесь они помогают предотвратить кражу или саботаж и убедиться, что условия работы соответствуют требованиям безопасности. Хотя видеонаблюдение – это не самый лучший способ оценки производительности, данные наблюдения могут иметь большое значение при отслеживании посещаемости и расследовании внутренних инцидентов. 
Как контролировать производительность на рабочем месте?
- Установите четкие ожидания и сроки- Ваши сотрудники никогда не добьются эффективности, если не будут знать, что и когда вы от них ожидаете. Ставьте четкие и измеримые цели не только для всей компании, но и для каждого отдела и каждого сотрудника. 
- Используйте программное обеспечение для управления проектами- На рынке представлено большое количество приложений, которые делают управление проектами простым и эффективным. Они позволяют отслеживать, какие сотрудники отвечают за ту или иную работу и сколько времени они тратят на ее выполнение. Вы можете назначать задачи, устанавливать сроки и обсуждать проекты – и все это в одной программе. Экономьте время на менеджменте и координируйте работу своего персонала. 
- Ориентируйтесь на результаты, а не на время работы- Ваши сотрудники могут быть самими пунктуальными в мире, приходя и уходя из офиса точно по времени. Но при этом большую часть рабочего дня они могут проводить за просмотром забавных видео в Youtube или болтая с коллегами за чашкой кофе. И наоборот, человек может постоянно опаздывать на полчаса, но приносить компании самую большую прибыль. Учитывайте результат работы, а не то, сколько времени работники проводят в офисе. 
- Качество превыше количества- Пять хорошо выполненных задач принесут больше прибыли, чем дюжина сделанных плохо. Оценивая производительность, следует уделять больше внимания качеству работы, а не количеству. Это особенно важно для производственных предприятий. 
- Давайте обратную связь- Заметив работника с низкой производительностью, не спешите называть его лентяем и прощаться с ним. Он может испытывать трудности в связи с отсутствием обучения или неясностью задач. В этом случае повысить качество работы может помочь ваш совет и отзыв. Взаимодействуйте с сотрудниками и создавайте в своей компании эффективную культуру обратной связи. 
- Контролируйте деятельность за компьютером- Использование программы мониторинга сотрудников наподобие Clever Control позволит вам познакомиться с рабочим процессом и узнать, как ваши сотрудники выполняют свои обязанности. Выявляйте непродуктивную деятельность, отслеживайте посещаемость и контролируйте использование ресурсов компании. 
Что делает ПО для мониторинга сотрудников?
На сегодняшний день программное обеспечение для мониторинга сотрудников является наиболее распространенным методом отслеживания производительности в большинстве компаний, как крупных, так и небольших. Это простой и эффективный способ: системный администратор устанавливает на офисные компьютеры программу мониторинга. После этого всю работу выполняет программа, автоматически отслеживающая деятельность на компьютерах и интерпретируя ее. В зависимости от функций выбранного ПО, программа может записывать нажатия клавиш на клавиатуре, фиксировать время активной работы и бездействия, контролировать посещаемость, выполнение задач, выполнять снимки экрана и многое другое. Самые продвинутые программы имеют такие дополнительные функции, как трансляция экранов отслеживаемых компьютеров в режиме онлайн, запись видео, аудио или телефонных разговоров, расчет заработной платы и другое.
Вы можете получать собранные данные на электронную почту, в облачное хранилище или на онлайн дашборд и быть осведомленным о рабочем процессе, как находясь в офисе, так и в командировке.
Каковы плюсы и минусы мониторинга сотрудников?
- обнаружить неэффективные схемы работы или непредвиденные трудности, например, когда сотрудники тратят на выполнение задачи больше времени, чем ожидалось 
- анализировать рабочие процессы и оптимизировать их 
- определить необходимость перераспределения рабочей нагрузки 
- установить потребность в обучении 
- контролировать рабочее время и посещаемость 
- убедиться, что персонал разумно использует ресурсы компании 
- сэкономить на неиспользуемом ПО или ресурсах и удержании персонала 
- следить за тем, чтобы сотрудники всегда соблюдали кодекс корпоративного поведения, как при взаимодействии с коллегами, так и с клиентами 
- предотвратить утечки ценной информации 
- предоставить необходимые доказательства во внутренних расследованиях 
- улучшить условия работы 
- сотрудники могут считать, что мониторинг нарушает их конфиденциальность 
- они могут воспринимать это как отсутствие доверия 
- зная об установленном ПО для отслеживания производительности, сотрудник может перерабатывать и переживать, что приводит к повышенному стрессу и риску выгорания 
- многие люди используют одни и те же устройства на работе и дома. Они могут рассматривать мониторинг как вторжение в личную жизнь 
- собранные данные могут быть использованы не по назначению, если доступ к ним получат не те люди 
- Работодатель должен изучать и соблюдать законодательные требования, связанные с мониторингом персонала. Как работодатель, вы должны открыто сообщать своим сотрудникам, какие данные вы собираете и для каких целей. Дайте понять, что ваша цель - не шпионить, а создать рабочее место, где каждый сможет по максимуму выполнять свои обязанности и работать сообща как одна команда. 
Законен ли мониторинг сотрудников?
Итак, теперь вам известно, как мониторинг персонала может помочь достичь более высоких бизнес-целей. Вы взвесили плюсы и минусы и выбрали для своих целей лучший инструмент. Однако необходимо учесть еще один очень важный фактор – закон, под действие которого попадает мониторинг персонала.
Несмотря на то, что работодатели годами отслеживают своих сотрудников, законы, касающиеся мониторинга персонала, все еще расплывчаты и сильно зависят от страны, штата и даже округа.
Если говорить о США, в этой стране большинство методов мониторинга являются легальными. Работодатель имеет право контролировать использование компьютера и интернета, а также отслеживать личные сообщения, электронную почту, телефонные звонки, совершенные с принадлежащих компании устройств. Он может применять видео и аудио наблюдение (за исключением личного пространства) и даже контролировать личные устройства (с некоторыми ограничениями), если сотрудник использует их для работы. Более того, в некоторых штатах работодатель не обязан уведомлять персонал о большинстве мероприятий по слежке.
Тем не менее, мы по-прежнему рекомендуем открыто сообщать о политике компании и причинах слежки. Таким образом вы уменьшите стресс нахождения под наблюдением и избежите возможных разногласий в будущем.
В Европе большинство методов мониторинга персонала являются разрешенными, если они соответствуют законам GDPR. Принятый 25 мая 2018г. Общий регламент о защите данных (GDPR) направлен на то, чтобы предоставить людям возможность контролировать свои данные. Он применяется ко всем организациям и регулирует порядок обработки и хранения личной информации физических лиц. В соответствии с GDPR, вы, как работодатель, должны уведомлять персонал о методах мониторинга и получить их согласие на сбор данных. Вы также несете ответственность за защиту собранной информации.
GDPR применяется ко всем организациям в Европейском Союзе. Под его действие также попадают предприятия, находящиеся за пределами Евросоюза, но имеющие сотрудников в ЕС.
GDPR не затрагивает напрямую многие аспекты наблюдения на рабочем месте, например, использование компьютера и интернета, отслеживание электронной почты и социальных сетей. Здесь эмпирическое правило заключается в том, чтобы заранее уведомить сотрудников о мониторинге с помощью четкой внутренней политики и получить их согласие. Применяемые методы контроля не должны нарушать или ограничивать фундаментальное право человека на конфиденциальность. GDPR строго запрещает записывать нажатия клавиш и активность экрана на корпоративных и личных устройствах, которые человек может использовать для работы.
Аналогичные законы действуют в Индии, Канаде, Нигерии, Малайзии и некоторых других странах. У работодателя должна быть веская причина для отслеживания персонала, при этом он обязан сообщить сотрудникам, какие данные и каким образом собираются и получить их согласие на мониторинг. Тем не менее, в зависимости от страны, существуют определенные нюансы. Например, в России работодатели могут отслеживать только продолжительность телефонных звонков и количество участников, но не сами звонки. В Финляндии, где действуют наиболее строгие законы по защите данных, у работодателей очень мало прав для мониторинга использования компьютеров.
Чтобы убедиться в том, что наблюдение в вашей компании не противоречит никаким законам, мы рекомендуем обращаться к действующему законодательству. Также желательно открыто информировать персонал о причинах мониторинга, данных, которые вы собираете и о том, как вы будете их использовать.






