Что такое мониторинг сотрудников?
Мониторинг сотрудников – это сбор информации о деятельности сотрудников при помощи различных методов: от компьютерного мониторинга до видеонаблюдения. Основные цели такого отслеживания – улучшение продуктивности, контроль использования корпоративных ресурсов и предотвращение утечки данных и неприемлемого поведения.
Проведенное компанией International Data Corp (IDC) исследование демонстрирует, что сотрудники тратят на личные цели до 40% времени, отведенного на работу в интернете. Самое большое количество времени персонал проводит в социальных сетях и интернет-магазинах. Около 60% онлайн-покупок совершается в рабочее время. По данным платформы Bambu компании Sprout Social, приблизительно 70% работников признают, что регулярно заходят в соцсети во время рабочего дня. В целом ежегодная потеря продуктивности может достигать 40%.
Другая проблема – утечка корпоративной информации. По данным IDC, 20-30% сотрудников отправляли электронные письма, содержащие коммерческую тайну, интеллектуальную собственность или другую конфиденциальную информацию компании.
Мониторинг персонала – отличный способ контролировать и реорганизовывать использование корпоративных ресурсов. Сотрудники часто распечатывают личные документы на офисных принтерах, чтобы сэкономить на платных полиграфических услугах. Еще один важный момент – использование корпоративного программного обеспечения. Ежегодно британские и американские компании тратят $34 миллиарда на ПО, которым их персонал не пользуется. Мониторинг использования приложений позволяет понять, предоставляется ли вашим сотрудникам слишком много, или, наоборот, слишком мало лицензированных программ.
Все вышеописанные проблемы говорят о важности применения мониторинга персонала.
Какие бывают виды мониторинга персонала?
Отслеживание активности в интернете
Интернет - это необъятный источник ценной информации в любой области, но в то же время в нем присутствует множество отвлекающих факторов. Отслеживание использования интернета может помочь сократить эти отвлекающие факторы. Дополнительно вы сможете определить потребность в обучении, а также сэкономить на поставщиках услуг за счет повышения эффективности использования пропускной полосы.
Мониторинг электронной почты сотрудников является одним из способов проверки и предотвращения утечки данных.
Мониторинг компьютерной активности
Мониторинг компьютерной активности – это широкий термин, охватывающий отслеживание действий пользователя на корпоративном компьютере. Он включает в себя кейлоггинг, выполнение скриншотов, записи об использовании веб-сайтов и приложений, контроль заданий принтера, фиксацию активного времени и времени бездействия, а также поисковых запросов в интернете и многое другое. Программа мониторинга представляет собранные данные в подробных отчетах и статистических графиках и диаграммах. Они дают представление о рабочем процессе, выполняют роль трекеров продуктивности, помогают поддерживать дисциплину и показывают, действительно ли персонал использует корпоративные ресурсы разумно и правильно.
Отслеживание местоположения
Хотя по сравнению с другими видами мониторинга отслеживание местоположения сотрудников распространено не настолько широко, это ценный способ контроля персонала. Отслеживание местоположения важно для выездных сотрудников и работников, которые часто ездят в командировки. GPS-слежение помогает найти принадлежащие компании устройства в случае их кражи или потери. Вы также можете контролировать и подбирать наиболее эффективные маршруты и повышать безопасность сотрудников, работающих в удаленных местах.
Мониторинг телефонных звонков
Мониторинг звонков часто используют среди менеджеров по продажам или агентов службы поддержки. Специальные программы записывают телефонные разговоры, и впоследствии эти записи позволяют руководителям убедиться, что сотрудники соблюдают стандарты общения, а также расследовать жалобы клиентов и обучать новых сотрудников.
Видеонаблюдение
Системы видеонаблюдения наиболее эффективны в местах, вызывающих опасения в отношении безопасности сотрудников и имущества компании. Здесь они помогают предотвратить кражу или саботаж и убедиться, что условия работы соответствуют требованиям безопасности. Хотя видеонаблюдение – это не самый лучший способ оценки производительности, данные наблюдения могут иметь большое значение при отслеживании посещаемости и расследовании внутренних инцидентов.
Как контролировать производительность на рабочем месте?
Установите четкие ожидания и сроки
Ваши сотрудники никогда не добьются эффективности, если не будут знать, что и когда вы от них ожидаете. Ставьте четкие и измеримые цели не только для всей компании, но и для каждого отдела и каждого сотрудника.
Используйте программное обеспечение для управления проектами
На рынке представлено большое количество приложений, которые делают управление проектами простым и эффективным. Они позволяют отслеживать, какие сотрудники отвечают за ту или иную работу и сколько времени они тратят на ее выполнение. Вы можете назначать задачи, устанавливать сроки и обсуждать проекты – и все это в одной программе. Экономьте время на менеджменте и координируйте работу своего персонала.
Ориентируйтесь на результаты, а не на время работы
Ваши сотрудники могут быть самими пунктуальными в мире, приходя и уходя из офиса точно по времени. Но при этом большую часть рабочего дня они могут проводить за просмотром забавных видео в Youtube или болтая с коллегами за чашкой кофе. И наоборот, человек может постоянно опаздывать на полчаса, но приносить компании самую большую прибыль. Учитывайте результат работы, а не то, сколько времени работники проводят в офисе.
Качество превыше количества
Пять хорошо выполненных задач принесут больше прибыли, чем дюжина сделанных плохо. Оценивая производительность, следует уделять больше внимания качеству работы, а не количеству. Это особенно важно для производственных предприятий.
Давайте обратную связь
Заметив работника с низкой производительностью, не спешите называть его лентяем и прощаться с ним. Он может испытывать трудности в связи с отсутствием обучения или неясностью задач. В этом случае повысить качество работы может помочь ваш совет и отзыв. Взаимодействуйте с сотрудниками и создавайте в своей компании эффективную культуру обратной связи.
Контролируйте деятельность за компьютером
Использование программы мониторинга сотрудников наподобие Clever Control позволит вам познакомиться с рабочим процессом и узнать, как ваши сотрудники выполняют свои обязанности. Выявляйте непродуктивную деятельность, отслеживайте посещаемость и контролируйте использование ресурсов компании.
Что делает ПО для мониторинга сотрудников?
На сегодняшний день программное обеспечение для мониторинга сотрудников является наиболее распространенным методом отслеживания производительности в большинстве компаний, как крупных, так и небольших. Это простой и эффективный способ: системный администратор устанавливает на офисные компьютеры программу мониторинга. После этого всю работу выполняет программа, автоматически отслеживающая деятельность на компьютерах и интерпретируя ее. В зависимости от функций выбранного ПО, программа может записывать нажатия клавиш на клавиатуре, фиксировать время активной работы и бездействия, контролировать посещаемость, выполнение задач, выполнять снимки экрана и многое другое. Самые продвинутые программы имеют такие дополнительные функции, как трансляция экранов отслеживаемых компьютеров в режиме онлайн, запись видео, аудио или телефонных разговоров, расчет заработной платы и другое.
Вы можете получать собранные данные на электронную почту, в облачное хранилище или на онлайн дашборд и быть осведомленным о рабочем процессе, как находясь в офисе, так и в командировке.
Каковы плюсы и минусы мониторинга сотрудников?
обнаружить неэффективные схемы работы или непредвиденные трудности, например, когда сотрудники тратят на выполнение задачи больше времени, чем ожидалось
анализировать рабочие процессы и оптимизировать их
определить необходимость перераспределения рабочей нагрузки
установить потребность в обучении
контролировать рабочее время и посещаемость
убедиться, что персонал разумно использует ресурсы компании
сэкономить на неиспользуемом ПО или ресурсах и удержании персонала
следить за тем, чтобы сотрудники всегда соблюдали кодекс корпоративного поведения, как при взаимодействии с коллегами, так и с клиентами
предотвратить утечки ценной информации
предоставить необходимые доказательства во внутренних расследованиях
улучшить условия работы
сотрудники могут считать, что мониторинг нарушает их конфиденциальность
они могут воспринимать это как отсутствие доверия
зная об установленном ПО для отслеживания производительности, сотрудник может перерабатывать и переживать, что приводит к повышенному стрессу и риску выгорания
многие люди используют одни и те же устройства на работе и дома. Они могут рассматривать мониторинг как вторжение в личную жизнь
собранные данные могут быть использованы не по назначению, если доступ к ним получат не те люди
Работодатель должен изучать и соблюдать законодательные требования, связанные с мониторингом персонала. Как работодатель, вы должны открыто сообщать своим сотрудникам, какие данные вы собираете и для каких целей. Дайте понять, что ваша цель - не шпионить, а создать рабочее место, где каждый сможет по максимуму выполнять свои обязанности и работать сообща как одна команда.
Законен ли мониторинг сотрудников?
Итак, теперь вам известно, как мониторинг персонала может помочь достичь более высоких бизнес-целей. Вы взвесили плюсы и минусы и выбрали для своих целей лучший инструмент. Однако необходимо учесть еще один очень важный фактор – закон, под действие которого попадает мониторинг персонала.
Несмотря на то, что работодатели годами отслеживают своих сотрудников, законы, касающиеся мониторинга персонала, все еще расплывчаты и сильно зависят от страны, штата и даже округа.
Если говорить о США, в этой стране большинство методов мониторинга являются легальными. Работодатель имеет право контролировать использование компьютера и интернета, а также отслеживать личные сообщения, электронную почту, телефонные звонки, совершенные с принадлежащих компании устройств. Он может применять видео и аудио наблюдение (за исключением личного пространства) и даже контролировать личные устройства (с некоторыми ограничениями), если сотрудник использует их для работы. Более того, в некоторых штатах работодатель не обязан уведомлять персонал о большинстве мероприятий по слежке.
Тем не менее, мы по-прежнему рекомендуем открыто сообщать о политике компании и причинах слежки. Таким образом вы уменьшите стресс нахождения под наблюдением и избежите возможных разногласий в будущем.
В Европе большинство методов мониторинга персонала являются разрешенными, если они соответствуют законам GDPR. Принятый 25 мая 2018г. Общий регламент о защите данных (GDPR) направлен на то, чтобы предоставить людям возможность контролировать свои данные. Он применяется ко всем организациям и регулирует порядок обработки и хранения личной информации физических лиц. В соответствии с GDPR, вы, как работодатель, должны уведомлять персонал о методах мониторинга и получить их согласие на сбор данных. Вы также несете ответственность за защиту собранной информации.
GDPR применяется ко всем организациям в Европейском Союзе. Под его действие также попадают предприятия, находящиеся за пределами Евросоюза, но имеющие сотрудников в ЕС.
GDPR не затрагивает напрямую многие аспекты наблюдения на рабочем месте, например, использование компьютера и интернета, отслеживание электронной почты и социальных сетей. Здесь эмпирическое правило заключается в том, чтобы заранее уведомить сотрудников о мониторинге с помощью четкой внутренней политики и получить их согласие. Применяемые методы контроля не должны нарушать или ограничивать фундаментальное право человека на конфиденциальность. GDPR строго запрещает записывать нажатия клавиш и активность экрана на корпоративных и личных устройствах, которые человек может использовать для работы.
Аналогичные законы действуют в Индии, Канаде, Нигерии, Малайзии и некоторых других странах. У работодателя должна быть веская причина для отслеживания персонала, при этом он обязан сообщить сотрудникам, какие данные и каким образом собираются и получить их согласие на мониторинг. Тем не менее, в зависимости от страны, существуют определенные нюансы. Например, в России работодатели могут отслеживать только продолжительность телефонных звонков и количество участников, но не сами звонки. В Финляндии, где действуют наиболее строгие законы по защите данных, у работодателей очень мало прав для мониторинга использования компьютеров.
Чтобы убедиться в том, что наблюдение в вашей компании не противоречит никаким законам, мы рекомендуем обращаться к действующему законодательству. Также желательно открыто информировать персонал о причинах мониторинга, данных, которые вы собираете и о том, как вы будете их использовать.